АЗ «Урал» публично объявил о намерении войти в нишу дорожных автомобилей четыре года назад. За это время было организовано серийное производство основных модификаций самосвалов: «Урал-63685» (колесная формула 6х4, грузоподъемность 20 тонн) и «Урал-6563» (колесная формула 8х4, грузоподъемность 25 тонн).
При их изготовлении используются узлы, агрегаты и комплектующие российского и иностранного производства, по своим техническим характеристикам отвечающие современным требованиям. В конструкции дорожных автомобилей «Урал» изначально были заложены высокие эксплуатационные характеристики и показатели надежности. Автомобили имеют ряд конкурентных преимуществ перед отечественными и азиатскими конкурентами: более мощный двигатель, улучшенную эргономику и условия работы водителей.
Комфортабельная кабина грузовика – лицензионная, известного концерна «IVECO. Она просторна, по желанию может быть со «спальником», приближена к европейскому типу. Окраска – высококачественная, в ее основе – катафорезное грунтование, увеличивающее срок защищенности кабин от ржавчины до десяти лет. У самосвала очень хорошая обзорность.
«Урал-63685» оснащается двигателем ЯМЗ-7601 (
Благодаря применению немецкого интегрального рулевого механизма фирмы RBL и оригинальной конструкции рулевого привода, который обеспечивает углы поворота передних колес до 45о, «Урал-63685» получил отличную управляемость. Наличие межосевой и межколесной блокировки задних колес позволяет уральскому самосвалу легко передвигаться в ограниченном пространстве строительной площадки.
Мосты выдерживают нагрузку по 13 тонн. Есть блокировка дифференциалов, а средний мост - с проходным редуктором.
Подвеска самосвала - рессорная, со стабилизаторами сзади и балансирами с осями на высокопрочных полиамидных втулках. Рессоры делают на Чусовском металлургическом комбинате – пожалуй, лучшем отечественном производителе этой продукции. Реактивные штанги ведущих мостов не на шаровых пальцах, а на сайлент-блоках, что позволяет уменьшить объемы обслуживания и сократить точки смазки.
В основе конструкции автомобиля «Урал-63685» применяется облегченная рама собственной разработки предприятия, которая обладает повышенными механическими свойствами. У грузовика - прочные на изгиб, упругие при скручивании лонжероны толщиной
Автомобильный завод «Урал» сразу же объявил, что эксплуатация первых партий принципиально новых для себя грузовиков будет вестись под контролем специалистов предприятия. Сегодня с конвейера сходит грузовик, доработанный по результатам реальной эксплуатации. За последний год на трех- и четырехосных самосвалах по результатам подконтрольной эксплуатации реализовано более тридцати улучшений и изменений в конструкции.
Например, буферный пояс у дорожных грузовиков марки «Урал» теперь – цельный. Благодаря новому буферу изменилась конструкция крепления шкворней. В буферный пояс теперь интегрированы фары, которые получили защитную решетку. Указатель поворота по настоятельным просьбам потребителей заменен на более привычный, устанавливаемый на серийные внедорожники марки «Урал». Улучшена конструкция крыла кабины и брызговиков передних колес.
Изменено месторасположение перенесенного вперед модулятора передней оси, что сократило время срабатывания привода тормозов и повысило эффективность ABS.
От импортных пластиковых трубопроводов механизма опрокидывания кабины пришлось отказаться. Они лопались на морозе, рвались и текли, теперь импорт заменили на отечественные медные трубки и шланги.
В системе предпускового подогрева вместо двух топливных баков теперь один. И расположился в более доступном для обслуживания месте: стоит откинуть кабину, и он полностью перед взором водителя.
В угоду качества и надежности ряд отечественных комплектующих были заменены на проверенные импортные. Так, у самосвалов «Урал-63685» появились модуляторы задних мостов фирмы «WABCO», блок подготовки воздуха «Knorr-Bremse», фильтр грубой очистки «Separ-2000».
Изменено положение задних буферов и штанг заднего стабилизатора. Усилен карданный вал привода среднего моста. Изменена передняя буксирная поперечина.
Усилены хомуты тормозных камер. Увеличена высота воздухозаборной трубы на «бюджетных» вариантах автомобилей и мн. др.
Изменения коснулись и самосвальной установки. Улучшено лакокрасочное покрытие платформы за счет применения импортных материалов, изменилась схема крепления надрамника к раме, для уменьшения изгибающего момента при разгрузке самосвала применены подпружиненные болты.
Появился новый замедлитель, сокративший по просьбам эксплуатационников время подъема-опускания платформы, изменен шарнирный узел. При этом применен электрический ограничитель угла подъема платформы взамен гидравлического, что позволило обеспечить остановку платформы без рывков. Введены дополнительные страховочные тросы, ограничивающие угол подъема платформы и предотвращающие ее неконтролируемый сброс. Импортный фильтр в гидросистеме лучше справляется с очисткой масла. Полностью переработана конструкция фиксаторов заднего борта, теперь исключено их замерзание и покрытие грязью. Теперь они - открытого типа, самоочищающиеся.
По требованию заказчиков гидроцилиндры отечественного производства могут быть заменены на импортные. На самосвалах «Урал-63685» применены маслобаки новой конструкции, увеличен объем маслобака, уровень масла можно будет определить визуально: через стекло и при помощи шкалы указателя. А на сливном и напорном фильтрах появились индикаторы засоренности.
Среди современных тенденций развития самосвалов «Урал» дорожного семейства можно отметить следующее. Первое – это применение новых силовых агрегатов – ЯМЗ-650. ЯМЗ-650 открывает новое семейство тяжелых рядных дизельных двигателей «Группы ГАЗ». Его прототипом стал двигатель DCi11 компании «Renault Trucks», лицензию и права на доработку которого «Группа ГАЗ» приобрела в 2006 году. Серийный выпуск нового двигателя, который получил название ЯМЗ-650, начался осенью 2007 года из комплектующих мировых производителей. ЯМЗ-650 предназначен для эксплуатации в составе грузовых автомобилей, седельных тягачей, шасси, магистральных автопоездов и самосвалов. Двигатель изначально соответствует стандарту «Евро-3» и будет доведен до «Евро-4». В перспективе все автомобили «Урал» дорожного семейства будут комплектоваться лицензионными рядными двигателями.
Второе. В соответствии с пожеланиями потенциальных потребителей, объёмы самосвальных платформ грузовиков увеличены с 12 до
Дорожные грузовики «Урал» с увеличенным объёмом кузова позволяют существенно снизить себестоимость перевозок легковесных грузов (уголь, торф, отходы переработки леса и т.п.). Уже в июле автомобильный завод «Урал» предложит потребителям порядка 30-40 единиц такой техники.
Дмитрий Федечкин,
руководитель пресс-службы АЗ «Урал»
ТехЭкспертиза
Александр Окунский, первый зам. директора Свердловского ДРСУ:
- Наше Управление эксплуатирует десятки разных самосвалов, но большегрузные предпочтительнее – в основном это 20-тонные «КамАЗы» и «Уралы». В некоторых других дорожных хозяйствах используют импортные большегрузы: Scania, Volvo и др. Они меньше ломаются, и выработка у них выше.