http://www.tehsovet.ru/smfs1.html
http://www.tehsovet.ru/smfs2.html
http://www.tehsovet.ru/smfs3.html
http://www.tehsovet.ru/smfs4.html
http://www.tehsovet.ru/smfs5.html
http://www.tehsovet.ru/smfs6.html
http://www.tehsovet.ru/smfs7.html
http://www.tehsovet.ru/smfs8.html
http://www.tehsovet.ru/smfs9.html
http://www.tehsovet.ru/smfs10.html
http://www.tehsovet.ru/smfs11.html
http://www.tehsovet.ru/smfs12.html
http://www.tehsovet.ru/smfs13.html
http://www.tehsovet.ru/smfs14.html
http://www.tehsovet.ru/smfs15.html
http://www.tehsovet.ru/smfs16.html
http://www.tehsovet.ru/smfs17.html
http://www.tehsovet.ru/smfs18.html
http://www.tehsovet.ru/smfs19.html
http://www.tehsovet.ru/smfs20.html
http://www.tehsovet.ru/smfs21.html
http://www.tehsovet.ru/smfs22.html
http://www.tehsovet.ru/smfs23.html
http://www.tehsovet.ru/smfs24.html
http://www.tehsovet.ru/smfs25.html
http://www.tehsovet.ru/smfs26.html
http://www.tehsovet.ru/smfs27.html
http://www.tehsovet.ru/smfs28.html
http://www.tehsovet.ru/smfs29.html
http://www.tehsovet.ru/smfs30.html
http://www.tehsovet.ru/smfs31.html
http://www.tehsovet.ru/smfs32.html
http://www.tehsovet.ru/smfs33.html
http://www.tehsovet.ru/smfs34.html
http://www.tehsovet.ru/smfs35.html
http://www.tehsovet.ru/smfs36.html
http://www.tehsovet.ru/smfs37.html
http://www.tehsovet.ru/smfs38.html
http://www.tehsovet.ru/smfs39.html
http://www.tehsovet.ru/smfs40.html
http://www.tehsovet.ru/smfs41.html
http://www.tehsovet.ru/smfs42.html
http://www.tehsovet.ru/smfs43.html
http://www.tehsovet.ru/smfs44.html
http://www.tehsovet.ru/smfs45.html
http://www.tehsovet.ru/smfs46.html
http://www.tehsovet.ru/smfs47.html
http://www.tehsovet.ru/smfs48.html
http://www.tehsovet.ru/smfs49.html
http://www.tehsovet.ru/smfs50.html
http://www.tehsovet.ru/smfs51.html

Публикации



  1. Тестовая ссалка


Вездеходы. Вчера, сегодня, завтра
Автор: Евгений Кочнев, инженер
№ 8 (82) от 12 сентября 2010, в рубрике: Нефтегазовый комплекс

Основное условие создания автомобилей повышенной проходимости и специальных колесных вездеходов — чтобы все оси были обязательно приводными, каждое колесо — ведущим, рабочим, когда обеспечивается максимальное использование сцепления колес с дорогой. Однако приме- нения только ведущих колес для повышения проходимости уже недоста- точно. Известные трудности вызывает использование и традиционных схем машин: маневренность ограничивается минимальным радиусом поворота, способность преодоления препятствий — дорожным просветом и диамет- ром колес машины. Поэтому конструкторы изыскивают необычные типы движителей и принципиально новые способы повышения вездеходных качеств машин.

Многоколесные

Для эксплуатации на сыпучих грунтах, в пустыне или в заснеженных районах увели- чение проходимости достигается увеличением числа колес вездехода. Удельное давление на грунт дополнительно может быть пони- жено использованием широкопрофильных и арочных шин или пневмокатков низкого давления. Среди многоосных вездеходов следует выделить прежде всего четырехосные машины (колесная формула 8Х8). Удельное давление на грунт таких вездеходов составляет в сред- нем 0,7–0,8 кг/см2, что близко к гусеничным машинам. Они способны преодолевать рвы и канавы шириной в несколько метров и вертикальные препятствия высотой до одно- го метра. В конструктивном отношении они больше других вездеходов приближаются к стандартным автомобилям, поэтому нала- дить их серийное производство значительно легче. На крупнейших стройках нашей страны можно встретить самый распространенный советский тяжелый вездеход МАЗ-537 с при- водом на все восемь колес.

При работе с полуприцепом г/п достигает 50 т. На этом вездеходе установлен двенадцатицилиндро- вый двигатель мощностью 525 л. с. и гидро- механическая трансмиссия. Максимальная скорость машины с полной нагрузкой – 55 км/час. За рубежом выпускаются вездеходы «8X8» от легких одно-двухместных до тяже- лых, г/п более 10 т, специальной конструк- ции. Американские фирмы разработали серию средних машин «8X8» универсального назначения г/п 4-5 т. Они воплощают в себе ряд новых тенденций в развитии вездеходов такого класса: многотопливный двигатель, работающий на самых низких сортах топлива, легкий алюминиевый кузов, механическую или гидромеханическую трансмиссию, систе- му регулирования давления воздуха в шинах тормозных механизмов, герметизацию. Все машины обладают плавучестью и передвига- ются по воде со скоростью до 5 км/ч за счет вращения колес, а при установке обычного лодочного мотора скорость повышается до 10 км/ч.

Интересная конструкция универсаль- ного четырехосного вездехода «Татра-813» создана в Чехии. Он оснащен мощным дви- гателем воздушного охлаждения, центральной рамой — трубой и независимой подвеской всех колес. Другое решение проблемы уменьше- ния давления на грунт — применение вместо обычных колес пневмокатков, представля- ющих собой бочкообразные «пневматики» с низким внутренним давлением воздуха. Их диаметр — 1 м при ширине 1-1,5 м. Такие катки легко приспосабливаются к неровнос- тям дороги и поглощают все толчки, поэтому оборудованные ими вездеходы не нуждаются в подвеске. Обычно пневмокатки объединя- ются попарно в переднюю и заднюю тележки. Крутящий момент передается через систему шестерен. Такие машины способны легко передвигаться по болотам, песку, снегу и даже по железнодорожному полотну. Пример – вездеход «Ураган» (Россия), г/п 8 т. Интересный компромиссный вариант обычной многоколесной машины с вездехо- дом на пневмокатках — восьмиосный транс- порт «Флекстрак-Нодуэлл 600ТТ» (Канада). У него 32 пневмокатка объединены в две четырехосные тележки. Все колеса ведущие. Длина вездехода более 14 м, г/п около 30 т

Транспортеры-гиганты

У большинства вездеходов дорожный просвет, то есть расстояние от самой нижней точки шасси до поверхности грунта, состав- ляет не менее 350–500 мм (для сравнения: просвет легкового автомобиля не превышает 150–200 мм). Конечно, весьма заманчиво было бы создать вездеход с большим про- светом. Этого возможно достигнуть, прежде всего, за счет увеличения диаметра колес. Известно, что два колеса ∅ 1,6 м равноценны по своим тяговым и сцепным показателям десяти колесам ∅ 1 м. Кроме того, большие и широкие колеса с шинами низкого давления дают большую площадь контакта с грунтом и, следовательно, малое удельное давление. Оригинальную конструкцию с че- тырьмя огромными колесами-барабанами из легкого металла построили специалисты на Украине. Вездеход смонтирован на базе обычного трактора и предназначен для про- кладывания линий связи в болотистой мест- ности. На автомобиле-лесовозе повышенной проходимости МАЗ-532 тоже установлены четыре колеса большого диаметра, но уже с пневмошинами. Аналогичные машины построены двумя американскими фирмами. Один из вездеходов снабжен четырьмя полыми металлическими колесами ∅ 2,7 м и шириной 1,5 м, которые одновременно служат и поплавками. На внешней повер- хности цилиндров колес имеются высокие ребра-грунтозацепы. Они необходимы для сцепления с грунтом и для движения по воде, где они играют роль лопаток водяного колеса. Скорость машины на суше – до 20 км/час., на воде — 10 км/час.

Шарнирные и сочлененные

Для передвижения по сильнопересе- ченной местности с высокими вертикаль- ными препятствиями и крутыми холмами разработаны различные варианты машин с «ломающейся» рамой и особые сочлененные вездеходы. Отличительной чертой их является то, что они состоят из нескольких шарнирно связанных между собой частей, которые могут свободно перемещаться относительно друг друга в одной или нескольких плоскостях (рис. 4). В США построено несколько соч- лененных колесных машин, у которых силовой блок установлен на передней секции так, что она может отсоединяться и передвигаться самостоятельно. Задняя секция, приводимая системой карданных валов, служит для перевозки людей и гру- зов. Соединительный шарнир между обе- ими секциями имеет три степени свободы и позволяет им принимать практически любые положения относительно друг друга, что значительно повышает проходимость и маневренность машины. У плавающего двухсекционного вез- дехода «Дьявол» (США) каждое из четырех колес крепится на конце длинного балансира и имеет индивидуальный цепной привод. Балансиры могут вращаться вокруг точки крепления к раме на 360°, а колеса — за- нимать самые разнообразные положения, приспосабливаясь к профилю местности. Максимальный просвет вездехода –1 080 мм. Машина в буквальном смысле может пере- шагивать через препятствия высотой до 1,5 м и глубиной до 2 м, поочередно перенося «ноги»-балансиры. Она свободно идет по косогору, сохраняя горизонтальное положение. Для облегчения погрузки и разгрузки способна опускаться на днище. Движение по воде обеспечивает гребной винт. «Дьявол» представляет собой класс переходных конс- трукций вездеходов от обычных, колесных, к шагающим. В начале 50-х гг. в Швейцарии создали трехосную машину «Метрак», состоящую из двух секций, шарнирно связанных между собой. Основанием служила средняя ось

На нее навешивалось четыре балансира, на концах которых крепились передние и задние колеса. На передней секции установлены силовой блок и каби- на, задняя предназначена для перевозки грузов. При помощи системы гидроцилин- дров обе секции могут перемещаться на угол 30° относительно друг друга. Любое из колес способно приподняться над землей, что дает машине возможность двигаться по косогору, сохраняя горизонтальное поло- жение. При движении по шоссе средняя ось поднимается, и вездеход движется только на передних и задних колесах. Передача крутящего момента на колеса осуществля- ется с помощью цепной передачи, заклю- ченной внутри балансиров. Управление и проходимость целиком зависят от опыта и сноровки водителя.

Гусеничные

Траковый движитель известен уже более 100 лет, и за это время он практически не изменился. Главное его преимущество перед колесным — малое удельное давление на грунт, а один из основных недостатков — сложность поворота, особенно на пересе- ченной местности. Гусеничные вездеходы не отличаются таким большим разнообразием конструкций, как колесные, но основные направления их развития такие же: увели- чение длины и ширины гусениц, создание шарнирных и многосекционных машин. В зависимости от назначения они выпуска- ются г/п от сотен килограммов до десятков тонн, с шириной гусениц до 1 м и более. Для большинства из них среднее удельное давление в пределах 0,15–0,33 кгс/см2, но есть и рекордсмены-снегоходы с давлением до 0,03 кгс/см2. Создаются и двухсекционные везде- ходы, передняя и задняя секции которых связаны специальным шарниром. Таковы, например, «Болиндер-Мунктель» (Швеция) и «Поулкэт» (США). На снегоболотоходе НАМИ-0157М (Россия) г/п 8 т установлены четыре гусеницы, объединенные в две теле- жки, каждая со своим приводом и системой управления. По этому же принципу постро- ены мощные вездеходы фирм «Флекстрак- Нодуэлл» (рис. 6) и «Формоуст» (Канада). Новые идеи Большой интерес представляют поис- ковые конструкции, использующие принци- пиально новые способы передвижения по местности. Так, вездеход «Эйролл» (США) – комбинация колесной и гусеничной ма- шин, у которого имеется две гусеницы с 13 пневмокатками вместо траков.

Причем все катки – ведущие. При движении по сложной местности вращаются и гусеницы и катки, а на шоссе — только нижние катки гусеницы. Скорость машины по суше – 40 км/ч, по воде – 10 км/ч. Принцип Архимедова винта исполь- зован в так называемых червячных, или шнековых, вездеходах. Винты-роторы, или червяки, как бы ввинчиваются в грунт и обеспечивают машине поступательное движение. При вращении роторов в разные стороны происходит движение вперед или назад, при вращении в одну сторону – боком. Поворот осуществляется, как и у гусеничных машин, притормаживанием роторов одной из сторон. Полые движители такого типа обеспечивают также плавучесть и передвижение на воде. Такой вездеход ГПИ-72 создан в Горьковском политехни- ческом институте на базе грузовика ГАЗ- 66. Похожие экспериментальные образцы двухроторных машин строятся в США и Голландии. Четырех- роторный вездеход «Дороти» с последо- вательным располо- жением барабанов создан в Японии. Н е о б ы ч н ы й вездеход построен ф и р м о й « Л о к х и д » (США) – рис. 7. На месте каждого из ко- лес у него оригиналь- ного вида движитель из трех пневмокат- ков, которые, словно по вершинам треу- гольника, крепятся на радиальных крон- штейнах под углом 120°. При движении по пересеченной мес- тности при наезде на препятствие крон- штейны с катками поворачиваются вок- руг своей оси, а на ровной дороге оси кронштейнов бло- кируются и машина едет только на нижних парах катков. Последнее время много говорят и пишут о шагающих машинах — шагоходах. Живые их «прототипы» в природе без значительных трудностей могут проходить там, где не под силу проехать ни одному из самых совершен- ных транспортных средств. Но сложности создания таких маханизмов и управления ими отодвигают их практическое применение в далекое будущее. Хотя несколько опытных машин, а также переходных образцов уже создано. Итак, много конструкций, много идей, много споров. И вряд ли решение их будет од- нозначно. Ясно одно: вездеход будущего станет синтезом лучших качеств всех своих предшес- твенников.

ТехДетали Несколько лет назад профессор, д. т. н., космонавт Георгий Катыс предложил проект колесно-шагающего механизма, основанного на перенесении его передних колес вперед через препятствие по воздуху с последующим перенесением на них всего веса машины и подтягиванием задних колес, – полная механическая имитация движений, встречающихся у живых существ (рис. 8). Может быть, именно таким вездеходным аппаратам принадлежит будущее?

Евгений Кочнев,
инженер,
tritankista@mail.ru
Источник: www.pnevmohod.ru




    • Ремонт psp
    • Портал о приставочных играх. Руководство по созданию персонажа.
    • remmob.com
    • Тумбы под жк
    • Торговая сеть бытовой техники. Рейтинг ресурсов по посещаемости.
    • tvstoyki.ru
* доступно только зарегистрированным пользователям
РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ
E-mail:
Пароль:
Регистрация »
Для регистрации на сайте необходимо разрешить использование Cookies




Журнал ТехСовет





Модуль
Модуль

Медиапартнер ИННОПРОМ

Журнал ТехСовет

Разместите наш баннер на Вашем сайте

Как установить?

Rambler's Top100     Яндекс цитирования       
Создание сайта -
www.webmotor.ru

Все материалы на сайте защищены законом об авторских и смежных правах.
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на www.techsovet.ru обязательна!