Page 10 - TEHSOVET premium #8-2018
P. 10

август  2018
           ТЕХСОВЕТ премиум

           Панорама

           Оценка состояния


           конкурентной среды в России



                                                                                   с  2017  годом:  доля  тех,  кто  не  планирует
           С 25 января по 22 февраля 2018 г. Аналитическим центром при Пра-        расширение, составила 14 % по сравнению
           вительстве Российской Федерации при взаимодействии с Торгово-про-       с 24 % годом ранее.
           мышленной палатой Российской Федерации был проведен онлайн-опрос          Ключевыми препятствиями для выхо-
           представителей российского бизнеса, позволивший оценить общее со-       да на новые географические и продукто-
           стояние конкуренции и конкурентной среды на российских рынках с точ-    вые рынки, как и в 2017 г., российский биз-
           ки зрения самих предпринимателей. В опросе приняли участие более  нес считает нехватку финансовых средств,
           1100 респондентов.                                                      высокие начальные издержки для орга-
                                                                                   низации бизнеса и насыщенность рынков
                                                                                   сбыта.
              По  оценкам  представителей  россий-  изменений нормативно-правовой базы, 34    Среди позитивных тенденций стоит
           ского бизнеса состояние конкуренции на   причиной сокращения количества конку-  отметить то, что 97 % опрошенного бизне-
           российских рынках является умеренным:   рентов назвали уход российских компа-  са в течение последних 3 лет использова-
           48 % участников опроса указали на вы-  ний с рынка.                     ли как минимум один способ повышения
           сокую или очень высокую конкуренцию.   Ключевыми барьерами для ведения   конкурентоспособности своей продук-
           Значение данного показателя от года к   предпринимательской  деятельности  оста-  ции, 80 % — как минимум два способа.
           году продолжает снижаться: в 2017 г. 51 %   ются барьеры доступа к финансовым ре-  Лишь 3 % респондентов заявили, что их
           респондентов указали на высокую или   сурсам (включая высокую стоимость кре-  компания не прибегала к каким-либо ме-
           очень высокую конкуренцию, в 2016 г. —   дитных ресурсов). На значимость данного   тодам  повышения  конкурентоспособно-
           53 %. Увеличилась и доля тех, кто ощущает   барьера указали 53 % респондентов (56 % в   сти продукции (3 % в 2017 г. и 5 % в 2016 г.).
           слабую конкуренцию или вовсе ее отсут-  2017 г.). Препятствия ведению бизнеса также   Что касается повышения конкурен-
           ствие. В 2018 г. она составила 25 % против   создают высокие налоги (на это указало 53 %   тоспособности продукции, то предста-
           24 % в 2017 г. и 21 % в 2016 г.     респондентов) и нестабильность российско-  вители всех видов экономической дея-
              36 % респондентов считают конкурен-  го законодательства в отношении регулиро-  тельности работают в этом направлении.
       8   цию полезной для развития бизнеса, од-  вания деятельности предприятий (41 %).   Наиболее популярным способом остается
           нако 21 % участников опроса не отмечают   Около 40 % респондентов считают, что   сокращение затрат: к нему прибегали 68 %
           положительного влияния конкуренции.   органы власти своими действиями только   компаний, представленных респонден-
              Наиболее сильное влияние конкуренции   мешают ведению хозяйственной деятельно-  тами. Второе место занимает обучение
           испытывает бизнес в сфере производства   сти. Вместе с тем заинтересованность в уча-  персонала — применение данного метода
           стройматериалов, сфере ИТ технологий,   стии государства высказали представители   отметили 48 % компаний.
           пищевой  и  текстильной промышленности,   транспортного машиностроения, пищевой   Наиболее распространенным спосо-
           в секторе транспортного машиностроения,   промышленности, сельского хозяйства и   бом повышения конкурентоспособности
           наиболее слабое — в сфере производства и   производители строительных материалов.   продукции, помимо сокращения затрат и
           распределения электроэнергии, газа и воды.   52  % респондентов отметили, что их   обучения персонала, для представителей
           Деревообрабатывающая и целлюлозно-бу-  бизнес  постоянно  или время от времени   таких сфер, как ИТ технологии, услуги (в
           мажная промышленность переместилась   испытывает  антиконкурентное  давление   том числе финансовые), торговля, является
           из разряда низкоконкурентных отраслей в   со  стороны доминирующего  участника   применение новых способов продвижения
           группу отраслей, производители которых   рынка с рыночной долей не менее 50 %   продукции. Представители секторов об-
           отмечают значительное влияние конкурен-  (против 45 % годом ранее).     рабатывающей промышленности, а также
           ции на их бизнес.                      Чаще  всего  антиконкурентное  давле-  сферы строительства и сельского хозяйства
              Значительно  увереннее  в  отношении   ние со стороны доминирующего участ-  достаточно активно приобретали машины
           сбыта своей продукции стала чувствовать   ника рынка хотя бы время от времени   и технологическое оборудование.
           себя сфера ИТ технологий. В опросе 2017 г.   испытывают компании топливно-энерге-  Ключевыми факторами конкуренто-
           это была одна из наиболее конкурентных   тического комплекса (62 %).    способности производимых товаров, ра-
           сфер, в то время как в 2018 г. 51 % респон-  Российский бизнес планирует расши-  бот и услуг, по мнению представителей
           дентов отметили, что при увеличении   рение своей деятельности: доля тех, кто   российского бизнеса, традиционно оста-
           цены продукции на 15 % объем продаж   не  планирует выходить  на  новые  рынки   ются низкая цена (41 %), доверительные
           снизится менее чем на 15 %.         в ближайшие 3 года, составила 25  % (по   отношения с клиентами (20 %) и высокое
              Сокращение числа конкурентов отме-  сравнению с 27 % в 2017 г.).     качество (19 %).
           тили 23 % опрошенных представителей    Наибольшую активность по расшире-
           бизнеса, что сопоставимо с результатами   нию своего бизнеса проявляют произво-
           опроса 2017 г. — 24 % (против 15 % в 2016 г.).   дители строительных  материалов  и  про-  Оценка состояния
              Сокращение числа конкурентов объ-  изводители  электронного  и  оптического
           ясняется,  главным  образом,наличием  оборудования: 85 % респондентов каждой   конкурентной среды
           антиконкурентных действий со стороны   из этих категорий планируют выход на но-  в России
           органов власти (на это указали 40 % ре-  вые рынки.                       Характеристика базы респондентов
           спондентов). 37 % респондентов отметили   Представители металлургической от-  В опросе приняли участие более 1100
           негативное влияние на число конкурентов   расли несколько оживились по сравнению   представителей бизнеса.
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15