Page 6 - TEHSOVET premium #1/2-2021
P. 6

2021 январь-февраль
           ТЕХСОВЕТ премиум

           Люди дела

           Российские разработки турбореактивных


           двигателей опередили свое время



           Редакция подготовила очередную публикацию под рубрикой «Люди
           дела». В этот раз наш выбор пал на ОАО «АМНТК «Союз»». В роли
           главного героя – генеральный конструктор ОАО «АМНТК «Союз»
           Мкртич Окроян.

              В 1943 г. постановлением Госкомитета оборо-  – Первый турбореактивный двухконтур-
           ны № 2916 был создан «Опытный завод №300». С   ный двигатель, по сути, был создан у нас, –
           этого началась история ОАО «АМНТК «Союз»,   осведомляет Мкртич Окроян. – Но знаете, от
           мирового лидера по количеству турбореактив-  того самого 300-го завода отпочковалось много   лет на 50. А в «Союзе» уверяют, что в ближайшее
           ных двигателей, произведенных по его чертежам.  бюро.  Они  модернизировали  двигатели,  кото-  время Россия может получить даже модифици-
              О  предприятии  и  его  работе  рассказыва-  рые были разработаны АМНТК. А «Союз» как   рованный двигатель, который уж точно надолго
           ет Генеральный конструктор ОАО «АМНТК   разрабатывал, так и разрабатывает образцы но-  обеспечит ей преимущество в этой сфере.
           «Союз» Мкртич Окроевич Окроян.      вого поколения.                       Немало многообещающих разработок КБ
              АМНТК – Авиамоторный научно-техниче-  В этом и заключается его главное отличие   представило и в сфере вертолето- и судострое-
           ский комплекс. За этими словами кроется вели-  от многих других КБ – тут конструкторы всегда   ния. Это пусть Запад грезит о кораблях, работа-
           кая история и гордость нашей страны.  работали только на перспективу. Они создава-  ющих на экономных и мощных электродвига-
              – Это одно из тех научно-технических кон-  ли будущее. Именно это вкупе с их искренней   телях. А для нас, как говорят специалисты, это
           структорских бюро (КБ), которые создавали   преданностью профессии и своей стране по-  уже, по сути, – сегодня.
           турбореактивное двигателестроение СССР,   могло пережить «лихие 90-е».    Говоря о планах, Мкртич Окроян подчер-
           – говорит Генеральный конструктор ОАО   – К началу 90-х перспективные разработки   кнул: в современных условиях КБ надо бы об-
           «АМНТК «Союз» Мкртич Окроян. – Оно раз-  АМНТК «Союз» опережали конкурентов лет на   ладать собственным производством. Ведь дви-
           работало первые образцы практически всех ти-  25-30, – считает Мкртич Окроян. – В 90-е выжи-  гатель – не конечный товар. Он идет как часть
           пов турбореактивных двигателей. У нас и сей-  вать стало сложно, потому что у большинства   продукта, необходимого заказчику.  Поэтому
           час есть масса разработок, имеющих серьезные   КБ не было своего серийного производства, за-  АМНТК «Союз» взялся за разработку высоко-
       4   конкурентные перспективы.           водов, на которых можно было бы производить   оборотного генератора.  Вместе  с  двигателем
              Первым главой завода был легендарный со-  товар и продавать его. Пошло резкое сокраще-  они составят конечный продукт. Вопрос лишь
           ветский конструктор Александр Микулин. Это   ние кадров. В начале 2000-х годов пришлось спа-  в том, как выпустить его в серию.
           он сумел убедить высшее руководство в необхо-  сать АМНТК «Союз» от полного разорения.  - У нас есть небольшое опытное производ-
           димости основания первого в стране предпри-  В те годы КБ спасло и наследие Советского   ство, но его недостаточно, – объясняет Мкртич
           ятия «для обеспечения опытных конструктор-  Союза. Главной задачей тогда было сохранение   Окроян. – Поэтому мы сейчас всерьез занялись
           ских и экспериментальных работ по созданию   научного потенциала и «старых» кадров. Она   созданием независимых производственных
           авиационных двигателей». Оно получило наи-  была успешно решена. Предприятие сохрани-  мощностей, которые позволят выйти на серий-
           менование «Опытный завод №300».     ло испытательные стенды, без которых оно не   ное производство в рамках единого холдинга.
              – Это номерное обозначение оказалось   смогло бы столь эффективно работать сейчас,   КБ планирует построить завод, который бу-
           в  чем-то  символичным  –  за  время  существо-  документацию и специалистов, за которыми,   дет выпускать двигатели не только для граждан-
           вания АМНТК «Союз» по его разработкам   как и за технологиями, охотились многие.  ской и военной авиации, но и для др. отраслей.
           предприятиями было выпущено более 340 ты-  Помогло и то, что «Союз» всегда разраба-  Огромные перспективы открываются, напри-
           сяч  турбореактивных  двигателей, – рассказал   тывал технологии будущего, а не занимался   мер, в энергетике. По словам Окрояна, это будет
           Мкртич Окроян. – До сих пор никто в мире не   модернизацией существующих агрегатов. Здесь,   предприятие, которое обеспечит работой 2,5 ты-
           превзошел это достижение.           например, были созданы те удивительные со-  сячи высококвалифицированных работников и
              АМНТК «Союз» имеет серьезный бренд:   ветские компрессоры последующих поколений,   которое поможет вернуть «Союзу» былую славу.
           люди понимают, что такой-то двигатель был   практически основа двигателей по всему мо-   Возрождение двигателестроения и кон-
           разработан КБ, у которого понятие качества –   дельному ряду от 180 кг до 45 тонн, которые на   структорской школы в Российской Федерации
           превыше всего.                      стыке времен мы просто не успели внедрить. Но   стало для Мкртича Окрояна одним из основ-
              При генеральном конструкторе Микулине,   сегодня они снова в деле. К слову, в США, в рам-  ных направлений работы.
           далее при Туманском и Фаворском были созда-  ках разработок для истребительной авиации,
           ны турбореактивные двигатели АМ-3 (для са-  такие агрегаты появились лет через 25 после нас.
           молетов Ту-16, М-4 и Ту-104), АМ-5 (для Як-25),   – Дефицит кадров имеется, – признает-
           РД-9Б (для МиГ-19), Р11-300 (для Миг-21), после   ся Окроян. – Но у нас по-прежнему работают
           него – Р15Б-300 (для МиГ-25), Р95-300 (для до-  очень интересные специалисты, нам удалось
           звуковых крылатых ракет), Р79В-300 (для Як-  сохранить академическую школу. Разработка
           141), газотурбинные мощности 30 МВТ, Р-579-  двигателей – это одно из самых привлекатель-
           300 и многие др. Все они на момент создания   ных инновационных направлений в инжене-
           были лучшими в мире, и остаются таковыми по   рии. Молодые специалисты с удовольствием
           настоящее время.                    занимаются этим и охотно идут к нам.
              «Союз» и сегодня – это знак качества. На   АМНТК «Союз» переживает этап возрожде-
           самолетах с его двигателями было установлено   ния. Старые наработки получают новую жизнь.
           свыше 100 мировых рекордов. А еще в копил-  Например, в 90-е остался нереализованным   119270, Ðîññèÿ, Ìîñêâà,
           ке достижений АМНТК – создание 18 базовых   проект серийного производства двигателя для   Ëóæíåöêàÿ íàáåðåæíàÿ, 2/4
           двигателей и 44 модификации газотурбинных   Як-141 – палубного самолета вертикального   Tel. +7 (495) 647-27-74
           двигателей. Модельный ряд – практически са-  взлета и посадки. Аналогов в мире ему нет и   Fax+7 (495) 639-94-31
           мый полный в мире.                  сейчас. Считается, что он опередил свое время   Email: info@amntksoyuz.ru
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11