Page 48 - TEHSOVET premium #8-2020
P. 48
2020 сентябрь
ТЕХСОВЕТ премиум
Спецтехника
Масла для строительной техники
Современные масла для строительной техники принято выделять в са-
мостоятельную группу. В первую очередь это касается трансмиссион-
ных и гидравлических продуктов. Широкое применение централизован-
ных систем смазки приводит к тому, что масло должно удовлетворять
требованиям обоих классов. Кроме того, на спецтехнике часто применя-
ются «мокрые» муфты сцепления и тормоза, погруженные в масляную Mobil SHC ™ Hydraulic EAL Синтетические гидрав-
ванну. Из-за этого антифрикционные свойства специальных масел нор- лические масла с высокими эксплуатационными
мируются, чтобы не нарушать работоспособность таких узлов. характеристиками
• в жарком климате, при высоких нагруз-
Свойства масел ных и трансмиссионных масел используют- ках, при работе техники в горячих цехах ре-
комендуется применение масел с увеличен-
для строительной техники ся непересекающиеся наборы обозначений. ным на шаг индексом высокотемпературной
Работа спецтехники сопряжена с высо- Благодаря этому, по маркировке вязкости вязкости (например, SAE 40 вместо SAE 30).
кими нагрузками, длительными циклами не- можно однозначно определить тип масла.
Индексы низкотемпературной вязкости, по-
прерывного использования агрегатов. Поэ- мимо цифрового обозначения класса, имеют Универсальные масла
тому основного внимания при производстве дополнительную букву W. Универсальные масла для спецтехни-
заслуживают Таким образом ки, способные работать в нескольких агре-
• противоизносные характеристики – гатах одновременно, наиболее удобны при
масло должно защищать пары трения при • масло SAE 30 является летним, так как эксплуатации крупных парков техники. У
максимальных удельных нагрузках, включая указан только один класс без W; владельцев есть возможность закупать ми-
• масло SAE 10W – зимнее, так как у него
ударные (например, в гидромолотах); обозначен только класс вязкости с буквой W; нимальный ассортимент продуктов. Для
• стабильность вязкости – спецтехника обозначения применимости подобных масел
• масло SAE 10W-40 – всесезонное, его
работает круглогодично, и масло должно со- низкотемпературные характеристики опре- принято выделять два класса:
хранять возможность использования при от- делены классом 10W, а высокотемпературные • UTTO – масла, предназначенные для
рицательных и плюсовых температурах; – классом 40. использования в трансмиссиях, гидравлике
• низкая вспениваемость – она особенно и «мокрых» тормозах и фрикционах;
важна для гидравлики, так как проникнове- Для моторных масел применяются клас-
46 сы низкотемпературной вязкости от 0W (ми- • STOU – масла, расширяющие возмож-
ние пены в контуры высокого давления нару- нимальная вязкость) до 25W (максимальная ности UTTO, могут применяться в качестве
шает работу связанных с ними механизмов; вязкость), высокотемпературной – от 20 до моторных.
• антикоррозионные свойства – масла Следует учитывать, что иногда сочетание
защищают агрегаты от воздействия накапли- 60. Для трансмиссионных масел использу- противоположных свойств делает универсаль-
вающейся со временем в картере или масло- ются индексы от 70W до 85W и от 80 до 250 ные масла менее подходящими для конкретного
баке влаги, агрессивных химических соеди- соответственно. агрегата, чем специализированные. Например,
Необходимо учитывать, что для гидрав-
нений (в первую очередь это актуально для лических и универсальных масел традицион- из-за ограничения антифрикционных свойств,
моторных масел).
но применяется та же шкала индексов, что и необходимого для нормальной работы сцепле-
для моторных масел. ний и тормозов в масляной ванне, на маслах
Классификация масел UTTO несколько увеличивается расход топлива.
по вязкости Как выбрать масло
Для маркировки масел по вязкости об- Трансмиссионные масла
щеупотребительной стала классификация для спецтехники При производстве специализированных
Если выбирается специализированное
SAE. Она позволяет удобно обозначать тре- трансмиссионных масел в них закладывается
бования к характеристикам масла с помощью масло для каждого агрегата, то необходимо максимальная эффективность в парах трения
символических классов, описывать как масла выполнять общие требования по качеству, «металл – металл» при высоких удельных на-
указанные в сервисной документации. Так,
сезонного применения (летние и зимние), так моторные масла для спецтехники – это обыч- грузках. Поскольку большинство пар трения в
и всесезонные. ные масла для дизельных грузовиков. Зача- коробках передач смазываются исключительно
Стандарт SAE предусматривает указание разбрызгиванием и выносом масла на поверх-
одного (для сезонных) или двух (для всесе- стую спецтехника и производится на основе ности шестерен, к противозадирным свой-
грузовых дизелей, поэтому подобный выбор
зонных) классов вязкости. При этом у мотор- ствам продуктов требования максимальны.
масла абсолютно оправдан.
Универсальные масла могут использо- Длительные межсервисные интервалы
ваться только в случаях, когда производи- замены также требуют от масел выраженных
тель разрешает их заправку в свою технику. антикоррозийных свойств.
При подборе масла необходимо обеспечить
полное соответствие указанным требовани- Редукторные
ям по вязкости, классам качества, собствен- и гидравлические масла
ным допускам производителя. Продукты этого класса предназначены
Отклонение от требуемых вязкостей до- для работы в бортовых и вспомогательных
пускается в двух случаях: редукторах, гидроприводах навесного обо-
• в холодных регионах желательно ис- рудования.
пользовать зимние или всесезонные масла с
меньшим индексом низкотемпературной вяз- Материал подготовила Елена Тараскина
Масла с высокими диспергирующими свойствами – кости (например, вместо указанного моторно- Источник: https://rolfoil.ru/masla-dlya-stroitelnoj-
гарантия надежной работы спецтехники го масла SAE 10W-40 – 5W-40 или даже 0W-40); tehniki.html

