Page 9 - №1-2018
P. 9

Новости промышленности / Панорама



           в серии будет на 14-17% ниже, чем у за-  Раньше крупные пассажирские реч-  мы все же к немцам — к их «4.0». Наше
           рубежных аналогов.                  ные суда в нашей стране не строились,  министерство при реализации глобальной
                                               потому что по социалистическому разде-  программы цифровой экономики, ко-
               —  А что с российско-китайским про-  лению труда эта прерогатива была отдана  торая принята правительством России в
           ектом?                              ГДР и Польше, и их круизные корабли по  2017 году, отвечает за создание цифровых
               —  Это широкофюзеляжный дальне-  сей день ходят по нашим рекам. Но мы  производств, «умных» фабрик, развитие
           магистральный самолет. Уже определено  запустили проект PV-300 — новое судно  интернет-торговли. В министерстве создан
           его название: CR929, где «С» и «R» озна-  строится в кооперации верфей «Красное  департамент цифровой промышленности.
           чают «China-Russia». Мы рассчитываем  Сормово» и «Лотос».                     Но мы, в отличие от наших зарубеж-
           в 1-м полугодии 2018 года определить     Рассчитываем, что, создав конку-  ных коллег, которые, как в омут с головой,
           перечень поставщиков оборудования и  рентные условия судовладельцам (ведь  нырнули в цифровую экономику, не за-
           комплектующих изделий, а также сфор-  навигация длится всего полгода, а нужно  были о кибербезопасности. Привлекаем
           мировать окончательный облик этого  окупить затраты и что-то заработать) в  к этой работе компанию Касперского и
           самолета. Это необходимо для того, чтобы  виде льготного лизинга, компенсации  других отечественных игроков, кто дви-
           от аванпроекта перейти уже к следующему  процентов по кредитам, мы стимулируем  жется в этом направлении. Ведь самое
           этапу опытно-конструкторской работы  их размещать заказы на территории Рос-  страшное — даже не то, что станок извне
           — утверждению техзадания и эскизному  сии. Кроме того, в прошлом году ввели  можно отключить, а то, что можно задать
           проектированию.                     «утилизационный грант»: сдаешь старое  другие, по сравнению, с изначальной про-
                                               судно на металлолом и заказываешь новое  граммой, параметры. Чуть-чуть поменяли
               Какие суда                      — получаешь грант.                   — и получили иные образцы продукции,
                                                                                    которые могут быть как просто никчем-
               бороздят моря и реки?                                                ными, так и опасными.
               —  На что способно сегодня россий-   В «цифру» — это куда?
           ское судостроение?                       —  Без аддитивных технологий про-    —  Денис Валентинович, вы не раз
               —  В судостроении произошел пере-  изводство по многим направлениям, оче-  упоминали о господдержке производителей
           лом в сторону развития гражданского  видно, развиваться не сможет. Как обстоят   — льготном лизинге, компенсации процен-
           сектора — в первую очередь благодаря  дела с ними?                       тов по кредитам, грантам и т. д. Можете
           тому, что была запущена программа, ко-   —  На сегодняшний день в сфере   ли сказать, что какие-то меры особенно
           торую кратко называют «квоты под киль».  аддитивных технологий высокую дина-  эффективны?
           Получая права на вылов биоресурсов, ты  мику показывает сектор строительных   — Думаю, важен сам факт участия
           должен построить в России и в дальней-  принтеров, в котором российский бизнес   государства. Ведь господдержка — это
           шем использовать для этого современное  опережает Европу. В Ярославле недавно   не только деньги. Мы иногда сажаем
           рыболовецкое судно.                 представили дом площадью 300 кв. метров,   друг напротив друга потребителей и
               И впервые за много лет на су-   «напечатанный» на 3D- принтере, — пер-  производителей — и это уже поддержка.
           достроительные предприятия пошли  вое в Европе жилое строение, изготовлен-  Предприятиям часто не деньги нужны, а
           рыбопромысловики. Сейчас заказано  ное с помощью аддитивной технологии. За   стабильный заказ. И вот они посидели,
           уже 50 судов, причем это не баркасы,  этот год было произведено и поставлено   пообщались и договорились о заказе на
           а полноценные средне- и крупнотон-  24 российских строительных 3D принтера   долгосрочной основе.
           нажные суда, среди которых не только  для печати цементом домов и сооружений   Так мы, к примеру, сращивали рос-
           траулеры, но  и ярусоловы,  другие  со-  — как российским заказчикам, так и пред-  сийские предприятия по производству
           временные типы рыбопромысловых  приятиям из Казахстана, Молдовы, Дании.  кожи с автопромом. Сегодня «Фольксваге-
           судов. Общий заказ оценивается в сумму    Что касается других видов 3D   ну», «Рено», «Мазда Соллерс», «АвтоВАЗу»
           120 млрд руб.                       принтеров, то их за 2017 год россий-  поставляется наша кожа — сертифици-
               Речное судостроение потихонечку  скими компаниями собрано и продано   рованная автомобильная. И самолетную
           оживает. Онежский судостроительный  2 600. Работают они в основном на по-  кожу начали производить. В советское
           завод сейчас загружен заказами, а еще  лимерных материалах. Для ускорения   время у нас ее никогда не выпускали. А
           недавно он был в банкротстве.       внедрения аддитивных технологий сейчас   сегодня S7 уже заказывает для отделки
                                               открываются центры компетенций и     салонов продукцию рязанского кожевен-
               —  Где мы их будем строить — на  прототипирования, которые предостав-  ного завода.
           Дальнем Востоке?                    ляют предприятиям 3D оборудование.        То же самое — в нефтегазмаше, где
               —  Не только. На Дальнем Востоке  В прошлом году начали работу 2 таких   министерство выполняет исключитель-
           много верфей, которые в состоянии про-  центра: Инжиниринговый центр прото-  но координационную роль. Мы должны
           изводить современные суда. Но у нас  типирования высокой сложности НИТУ   наладить межотраслевую и межрегио-
           работают судостроительные предприятия  «МИСиС» «КИНЕТИКА» и «Лаборато-   нальную координацию. Сейчас внедря-
           и в Калининграде, Санкт-Петербурге,  рия аддитивного производства» на базе   ем государственную информационную
           Рыбинске, Ярославле. Все они участвуют  Сколковского института.          систему «Промышленность» в рамках
           в этой программе и благодаря ей подни-                                   реализации одного из направлений за-
           маются.                                  —  Движение к цифровой экономике   кона о «Промышленной политике» от
               Кстати, речное судостроение тоже  имеет ли у нас какое-то осознанное на-  2014 года. Она должна выполнять  те
           потихонечку оживает. Онежский судо-  правление? Наш выбор — это американский   полезные функции, которые когда-то
           строительный завод сейчас загружен  «Интернет вещей», европейская «Индустрия   обеспечивал Госплан, и думаю, что всем
           заказами, а еще недавно он был в бан-  4.0» или какой-то собственный вариант?  участникам производственных цепочек
           кротстве. Будем восстанавливать предпри-  —  Вы знаете, мы всегда выбира-  станет легче.
           ятия в Якутии, Ямало-Ненецком округе,  ем свой путь. Конечно же, используем
           Тюмени.                             международный опыт. Наверное, ближе                Источник: minpromtorg.gov.ru

           ТехСовет №1/январь/2018 г.                                                                                7
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14