Page 9 - №1-2018
P. 9
Новости промышленности / Панорама
в серии будет на 14-17% ниже, чем у за- Раньше крупные пассажирские реч- мы все же к немцам — к их «4.0». Наше
рубежных аналогов. ные суда в нашей стране не строились, министерство при реализации глобальной
потому что по социалистическому разде- программы цифровой экономики, ко-
— А что с российско-китайским про- лению труда эта прерогатива была отдана торая принята правительством России в
ектом? ГДР и Польше, и их круизные корабли по 2017 году, отвечает за создание цифровых
— Это широкофюзеляжный дальне- сей день ходят по нашим рекам. Но мы производств, «умных» фабрик, развитие
магистральный самолет. Уже определено запустили проект PV-300 — новое судно интернет-торговли. В министерстве создан
его название: CR929, где «С» и «R» озна- строится в кооперации верфей «Красное департамент цифровой промышленности.
чают «China-Russia». Мы рассчитываем Сормово» и «Лотос». Но мы, в отличие от наших зарубеж-
в 1-м полугодии 2018 года определить Рассчитываем, что, создав конку- ных коллег, которые, как в омут с головой,
перечень поставщиков оборудования и рентные условия судовладельцам (ведь нырнули в цифровую экономику, не за-
комплектующих изделий, а также сфор- навигация длится всего полгода, а нужно были о кибербезопасности. Привлекаем
мировать окончательный облик этого окупить затраты и что-то заработать) в к этой работе компанию Касперского и
самолета. Это необходимо для того, чтобы виде льготного лизинга, компенсации других отечественных игроков, кто дви-
от аванпроекта перейти уже к следующему процентов по кредитам, мы стимулируем жется в этом направлении. Ведь самое
этапу опытно-конструкторской работы их размещать заказы на территории Рос- страшное — даже не то, что станок извне
— утверждению техзадания и эскизному сии. Кроме того, в прошлом году ввели можно отключить, а то, что можно задать
проектированию. «утилизационный грант»: сдаешь старое другие, по сравнению, с изначальной про-
судно на металлолом и заказываешь новое граммой, параметры. Чуть-чуть поменяли
Какие суда — получаешь грант. — и получили иные образцы продукции,
которые могут быть как просто никчем-
бороздят моря и реки? ными, так и опасными.
— На что способно сегодня россий- В «цифру» — это куда?
ское судостроение? — Без аддитивных технологий про- — Денис Валентинович, вы не раз
— В судостроении произошел пере- изводство по многим направлениям, оче- упоминали о господдержке производителей
лом в сторону развития гражданского видно, развиваться не сможет. Как обстоят — льготном лизинге, компенсации процен-
сектора — в первую очередь благодаря дела с ними? тов по кредитам, грантам и т. д. Можете
тому, что была запущена программа, ко- — На сегодняшний день в сфере ли сказать, что какие-то меры особенно
торую кратко называют «квоты под киль». аддитивных технологий высокую дина- эффективны?
Получая права на вылов биоресурсов, ты мику показывает сектор строительных — Думаю, важен сам факт участия
должен построить в России и в дальней- принтеров, в котором российский бизнес государства. Ведь господдержка — это
шем использовать для этого современное опережает Европу. В Ярославле недавно не только деньги. Мы иногда сажаем
рыболовецкое судно. представили дом площадью 300 кв. метров, друг напротив друга потребителей и
И впервые за много лет на су- «напечатанный» на 3D- принтере, — пер- производителей — и это уже поддержка.
достроительные предприятия пошли вое в Европе жилое строение, изготовлен- Предприятиям часто не деньги нужны, а
рыбопромысловики. Сейчас заказано ное с помощью аддитивной технологии. За стабильный заказ. И вот они посидели,
уже 50 судов, причем это не баркасы, этот год было произведено и поставлено пообщались и договорились о заказе на
а полноценные средне- и крупнотон- 24 российских строительных 3D принтера долгосрочной основе.
нажные суда, среди которых не только для печати цементом домов и сооружений Так мы, к примеру, сращивали рос-
траулеры, но и ярусоловы, другие со- — как российским заказчикам, так и пред- сийские предприятия по производству
временные типы рыбопромысловых приятиям из Казахстана, Молдовы, Дании. кожи с автопромом. Сегодня «Фольксваге-
судов. Общий заказ оценивается в сумму Что касается других видов 3D ну», «Рено», «Мазда Соллерс», «АвтоВАЗу»
120 млрд руб. принтеров, то их за 2017 год россий- поставляется наша кожа — сертифици-
Речное судостроение потихонечку скими компаниями собрано и продано рованная автомобильная. И самолетную
оживает. Онежский судостроительный 2 600. Работают они в основном на по- кожу начали производить. В советское
завод сейчас загружен заказами, а еще лимерных материалах. Для ускорения время у нас ее никогда не выпускали. А
недавно он был в банкротстве. внедрения аддитивных технологий сейчас сегодня S7 уже заказывает для отделки
открываются центры компетенций и салонов продукцию рязанского кожевен-
— Где мы их будем строить — на прототипирования, которые предостав- ного завода.
Дальнем Востоке? ляют предприятиям 3D оборудование. То же самое — в нефтегазмаше, где
— Не только. На Дальнем Востоке В прошлом году начали работу 2 таких министерство выполняет исключитель-
много верфей, которые в состоянии про- центра: Инжиниринговый центр прото- но координационную роль. Мы должны
изводить современные суда. Но у нас типирования высокой сложности НИТУ наладить межотраслевую и межрегио-
работают судостроительные предприятия «МИСиС» «КИНЕТИКА» и «Лаборато- нальную координацию. Сейчас внедря-
и в Калининграде, Санкт-Петербурге, рия аддитивного производства» на базе ем государственную информационную
Рыбинске, Ярославле. Все они участвуют Сколковского института. систему «Промышленность» в рамках
в этой программе и благодаря ей подни- реализации одного из направлений за-
маются. — Движение к цифровой экономике кона о «Промышленной политике» от
Кстати, речное судостроение тоже имеет ли у нас какое-то осознанное на- 2014 года. Она должна выполнять те
потихонечку оживает. Онежский судо- правление? Наш выбор — это американский полезные функции, которые когда-то
строительный завод сейчас загружен «Интернет вещей», европейская «Индустрия обеспечивал Госплан, и думаю, что всем
заказами, а еще недавно он был в бан- 4.0» или какой-то собственный вариант? участникам производственных цепочек
кротстве. Будем восстанавливать предпри- — Вы знаете, мы всегда выбира- станет легче.
ятия в Якутии, Ямало-Ненецком округе, ем свой путь. Конечно же, используем
Тюмени. международный опыт. Наверное, ближе Источник: minpromtorg.gov.ru
ТехСовет №1/январь/2018 г. 7